Православная Россия

«Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится».

                                     Святитель Феофан Полтавский

⁠⁠В христианстве нет мелочей

Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу.

 

Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств – всё промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами – множество шкатулок, а ключей нет.

 

Замечайте события вашей жизни. Во всём есть глубокий смысл. Сейчас вам непонятны они, а впоследствии многое откроется.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Главный враг молитвы – это непонимание, что есть молитва

Один человек сказал мне в своих рассуждениях, что главный враг молитвы – это невнимание. Я спросил его, что он подразумевает под невниманием. Ответ был примерно таков: когда молишься, нужно сосредотачиваться, отгонять всякие посторонние мысли, которые лезут в голову, и внимательно читать молитвословия. А иначе мысли твои рассеиваются, и ты читаешь автоматически текст, не понимая, что читаешь. Это и есть невнимание.

 

В свою очередь, я спросил его: когда вы приходите к соседу просить соли, например, или в острой нужде просить денег, нужно ли для этого сосредотачиваться, отгонять мысли и еще что-то подобное делать, а потом читать какие-то тексты. Нет, ответил мой собеседник, нужно просто попросить. Но это же сосед, а Бог – это же совсем другое!


Стоп. Вот здесь начинается ошибка.

Многие люди, не понимая сути молитвы, начинают обвинять тех священников, которые изначально учат в личной молитве не бездумно вычитывать разные правила (тексты), что само по себе глупо и бессмысленно, а учиться обращаться к Богу, как к Личности. Как к самой главной Личности в нашей жизни. Они, дескать, учат вообще не молиться по молитвословам, что тоже полная чушь. Молитвословы как раз и предназначены для научения молитве. И являются азбукой молитвы. И отказываться от молитвословов, богатства, данного нам всей Церковью – это, по меньшей мере, глупо.

 

Ошибка в том, что у нас, как всегда, многие люди ищут крайности и из всего делают идолов и все, чтобы из молитвы сделать все что угодно, только не молитву. Так же и молитвословы для многих превратились в идола и, по сути, в магические, «заговорные» книги. Прочитал правило (текст), выполнил «положенное» – и будет тебе счастье. От болезни вот это, от сглаза вот это, чтобы причаститься, вычитай вот это утром, а вечером другое, 40 раз, три раза, 10 поклонов и т. д. Осталось только через плечо поплевать и по столу постучать. И за всем этим уже не видно ни Бога, ни самой сути обращения к Нему. И здесь вернемся к вышесказанному.

 

Да, Бог – это не сосед, у которого можно попросить соли. Но Бог – это тоже Личность. И к Нему нужно обращаться, как к Личности. Как к Живому Разумному Существу. И в этом смысле Он и Отец, и Творец, и Сосед, и Старший Друг, и Начальник, и много еще Кто. И если к Нему так обращаться, а не «правильно» читать какие-то «обязательные, кем-то установленные» тексты, тогда и не нужно будет отгонять какие-то посторонние мысли, сосредотачивать мысли и напрягать мозги. Разве только для того, чтобы покрасивее да поумнее или попроще подобрать слова. 

 

Почему всегда говорю, что читать нужно книги, стихи и газеты, а не молитвословы? Потому что как раз чтение текстов и требуют внимания. А еще под чтение сладко и хорошо засыпать. А попробуйте внимательно почитать какой-нибудь нудный научный труд? Вот где лезут разные мысли и рассеивается внимание. Молитва – это другое. Это не научный труд, не книга, а мольба, просьба, благодарность.

 

Разве искренняя, сердечная благодарность или слезная просьба и покаяние требует какого-то сосредоточения ума, борьбы с помыслами? Абсурд. Вы просто изливаете то, что у вас на сердце. Усилия и сосредоточение требуется, чтобы к этому приступить. Сделать первый шаг.

Прийти в храм, начать читать Евангелие и познавать учение Церкви. Встать на молитву, заставить себя задуматься о смысле жизни и в принципе обратиться к Богу. Вот что бывает очень сложно. А молиться, если мы уже обращаемся ко Господу и желаем этого, а не читаем тексты как обязательное, надоевшее правило, совсем не сложно.

 

Поэтому, прежде чем начинать молиться, необходимо понять, что такое молитва.

 

Меня часто спрашивают: вот вы пишите..., а сами-то вы читаете утренние и вечерние молитвы, которые в молитвословах? Отвечаю: нет, давно уже ничего не читаю, а обращаясь к Богу, благодарю, каюсь и прошу, применяя те слова, которым научился сначала через молитвословы, а потом и сам, с Божией помощью и духовника. 

 

Богослужение в храме – это другое дело. Там и хор, и кадило, и чин, ектинии. Это соборная молитва. А в личной жизни за 15 лет сложились свои собственные молитвенные последования и личные правила на разные случаи жизни, состоящие и из Церковных молитвословий, и своих, близкие моему сердцу. Когда есть время для обращения к Богу в продолжительной молитве, стараюсь подольше задержаться в этом. 

 

Когда нет времени, есть более короткие последования и слова. Это мое личное дело. Мой личный разговор с Богом и опыт. И никто не может в него входить, кроме тех, кого я захочу впустить в мою жизнь. Например, моего духовника. Вот и все. Кто-то может считать по-другому. И это его дело. Я никому ничего не навязываю. И никто ничего не может навязывать в личной жизни. Ни Церковь, ни Сам Бог.

 

Главное, учиться искренне обращаться к Нему. Учиться Его любить. И учиться любить все Божие, в том числе и людей.

Диакон Олег Рыжков   

Что мешает человеку Бога понять?

Когда человек полюбит Бога, захочет Царствия Небесного, то он начнет видеть, что же ему препятствует Бога познать. Этому познанию препятствует грех. Вот он хотел от Бога не отвлекаться, а ему помыслы мешают – и человек начинает ненавидеть свои помыслы. Заметил, что, как только он лишнего съест, у него молитва пропадает – значит, он ненавидит свое собственное объедение.

 

Если человек давно не читал Священное Писание, он чувствует, что как-то сердце его охладело, что такая лень к чтению Писания уводит его от Бога, от истинной духовной жизни – и вот он ненавидит свою лень. Он начинает ненавидеть свою болтливость, блудность, свое осуждение, хамство, тщеславие.

 

Так постепенно, постепенно человек начинает ненавидеть в себе грех, потому что он ему не дает видеть Бога, не дает постоянно с Богом общаться, все время с Ним пребывать. И понемногу он начинает выправлять свою жизнь. Это исправление называется покаянием. 

Протоиерей Дмитрий Смирнов   

⁠⁠Путь к Богу

Путь к Богу, так или иначе, всегда лежит через страдания и скорби.

 

Есть ли такие люди, которые обратились ко Господу и пришли в Церковь от сытой и хорошей жизни?

 

Может быть. Но я, например, таких не знаю.

 

Есть такие, которые заходят в храмы случайно или изредка – поглазеть, послушать и оценить пение церковного хора, полюбоваться на иконы, может быть, поставить свечку и попросить что-то для улучшения своего благосостояния или еще для чего. Все они, придя в храм, еще не приходят к Богу, а если и приходят, то пока не встречают Его там. 

 

Но, зато, встречают сварливых «церковных бабок» и грубых прихожан, замечают тесноту и духоту на службах, обращают внимание на то, кто и как на них посмотрел и что сказал, кто во что одет, на чем ездит батюшка, насколько богато украшен храм и т.д. 

Они же, зачастую, в своих кругах «костерят» Патриарха и обсуждают благосостояние священства, требуют церковных реформ и либерализации всей Церковной жизни. В этих разговорах много чего есть, опять же, нет лишь самого главного – Бога.

 

Почему так происходит?

 

Потому что такие люди еще не выстрадали свой путь ко Христу и Церкви.

 

А можно, бывая в разных храмах, заметить людей, которые, стоя где-то в укромном уголочке, тихо молятся, не замечая ничего и никого вокруг. Их не интересуют входящие и выходящие, толкающиеся и громко разговаривающие, их не интересует ничего в храме, кроме богослужения и молитвы – разговора с Господом, Которого они уже встретили в своей жизни и теперь не хотят с Ним расставаться никогда. Это выстраданный и осмысленный путь. Спроси такого человека, как он пришел в Церковь, и наверняка, если он захочет рассказать, услышишь о духовных метаниях, скорбях и бедах.

 

Поэтому всем приходящим в храмы нужно задумываться, кто они, зачем пришли и что или Кого там хотят найти?

 

Многие сравнивают храм с больницей. И когда кто-то говорит, что он не ходит в церковь, потому что там встречает грубость прихожан и другие неприятные вещи, это все равно, что он говорит: я не буду ходить в больницу и лечиться, потому что там есть грубые врачи, все кругом больные и дурно пахнет.

 

И те, кто приходят в храмы, чтобы найти там развлечение для себя или эстетическое удовольствие, рано или поздно тоже столкнутся с разочарованием и неудовлетворенностью прихожанами, батюшками и непониманием того, что, собственно, в Церкви происходит и зачем все это нужно.

 

Потому что в Церкви нужно искать только одного – Бога. Искать искренне, с сердцем, с криком из души, не обращая внимания ни на кого и ни на что, не питать особой надежды на людей, потому что «всяк человек ложь» (Пс. 115, ст. 2), но стараясь самим стать кому-то опорой и помощником. Вот тогда храм и все в нем станет для человека понятным, родным и необходимым. И обязательно произойдет встреча. Самая главная встреча для человека. Встреча со Христом.

Диакон Олег Рыжков   

⁠⁠Жизнь любит тех, кто не жалуется

В жизни так получается: вот один человек всё жаловался на отсутствие парковочных мест. Злился, писал гневные слова, бросался на соседей с кулаками и только и говорил про парковочные места. Негде машину парковать! Постоянно проблемы с парковкой! Он очень злился и гневался. А теперь у него нет машины. Он её разбил вдребезги, восстановлению не подлежит. И совершенно не надо волноваться из-за парковки.

 

Или одна женщина все жаловалась, что надо платить за большую квартиру большие деньги. Прямо громадные. Гневалась и злилась. Сейчас у неё комнатка в коммуналке, платежи скромные очень. Квартиру пришлось продать, чтобы покрыть долги мужа. На которого тоже женщина жаловалась. Он не хотел рисковать и активно зарабатывать. Муж рискнул - вот и разорился. А потом ушёл к молодой девушке, - тоже рискованный шаг.

 

Нет, пожаловаться можно, конечно. И что-то предпринять можно, чтобы улучшить ситуацию. Но яростно и уныло жаловаться на то, что имеешь, довольно опасно.

Раз это такое бремя и такие тяготы, наверху примут решение вас от тягот освободить. Кардинально освободить. Чтобы не на что было жаловаться. Придёт официант и унесёт блюдо. А принесёт ли другое - это вопрос. Разве что такое, что вам по карману теперь. Что-нибудь бюджетное, вроде овсянки.


Когда чем-то обладаешь, обладаешь этим целиком. Полностью. И принимаешь условия - надо нести определённые тяготы и платить налог на то, что у тебя есть. Даже жизнь не бесплатная: надо себя питать, согревать и лечить. Но на жизнь тоже яростно жалуются; какая плохая штука - жизнь! Сколько проблем! А главное, всё так дорого!


Жизнь любит поучить тех, кто жалуется слишком гневно и слишком много на то, чем обладает. Тебе не нравится кукла или машинка? Давай сюда. Я их отдам бедным детям, у которых нет игрушек. Что ещё не нравится, что ещё вызывает жалобы и стоны? Давай, это тоже заберу и отдам тем, кто может за это платить. Вот так примерно разговаривает жизнь с теми, кто вечно недоволен и вечно жалуется.


Так что лучше поменьше ныть и жаловаться. Особенно на близких, на любимых. Потому что настанет день, и жаловаться будет не на кого. А пояснять; дескать, я не на машину жаловался, а на недостаток парковочных мест! - тоже некому. Желание исполнено, исполнители слушают следующую жалобу и принимают по ней решение. Кардинальное решение.

Анна Кирьянова    

Стул не был пустым

Девушка попросила священника прийти помолиться о здоровье её больного лежачего отца. Зайдя в комнату, священник увидел возле кровати стул и подумал, что к его приходу готовились.

 

– Вы меня ожидали? – спросил священник.

 

– Нет, а кто вы? – спросил больной.

 

– Я – священник. Ваша дочь пригласила меня помолиться с вами о здоровье. Когда я увидел пустой стул рядом с вашей кроватью, предположил, что вы знали о моём визите.

 

– Ах да, стул… – сказал больной и, понизив голос, продолжил:

 

– Я никому об этом не рассказывал…

Всю сознательную жизнь я ходил в церковь и слышал там постоянно, что всегда надо молиться, что молитва много даёт человеку, согревает его сердце. Но все молитвы входили мне в одно ухо и выходили из другого. Я не мог их запомнить, быть может, потому что они не трогали меня.

А потом я перестал молиться. И только пару лет тому назад один хороший друг сказал мне, что молитва – это просто разговор с Богом. Он посоветовал мне сесть на один стул, а на другом представить сидящего Иисуса Христа.  Ведь Он же сказал: «Я с вами во все дни до скончания века».

 

«А потом рассказывай Ему обо всём, что волнует тебя, и внимательно слушай, как ты слушаешь меня сейчас», – сказал он.

 

Я попробовал – и мне так понравилось, что я ежедневно по два часа стал проделывать это. Но только так, чтобы не видела моя дочь, которая могла подумать, что я стал умалишённым.

 

Священник порадовался за болящего, посоветовал не переставать вести такие беседы с Богом, потом помолился над ним, благословил и ушёл. А через несколько дней после этого случая дочь пришла вновь и сказала, что её отец умер. Священник спросил:

 

– Как он ушёл?

 

– Было два часа дня, когда отец позвал меня к кровати, – ответила девушка. – Он сказал, что сильно любит меня, и поцеловал. Я ушла в магазин, а когда вернулась, то нашла его бездыханным.

 

Но что-то в его смерти показалось мне странным. В последние минуты он, по-видимому, собрал все силы, оторвался от подушек и подвинулся к стулу, который стоял рядом с его кроватью, и положил на него голову. Именно так я его и нашла. Как вы думаете, что бы это могло означать?

 

– Дай Бог каждому так уйти, – ответил священник, утирая слёзы.

 

– Стул не был пустым.

⁠Церковь - есть собрание кающихся

Сетуем иногда, что люди не ходят в церковь. Но как они будут ходить в церковь, если живут порочно и не каются? Церковь есть собрание кающихся, а не тех, кто лишь изредка заходит в храм в какой-либо крайней нужде, а потом забывает о ней. 


Иногда удивляешься, до какой степени некоторые люди не находят себе покоя, изнывая в заботах о ничтожных вещах. Здесь не обходится без вмешательства бесов, внушающих попечения о суетном, вместо попечения о душе.

 

Как на признак последних времен на это указывают святые, например, Нил Мироточивый: «Многозаботливость будет помрачать чувства человека, нечувственного ко спасению своему, чтобы от множества плотских забот не мог ощущать спасение, то есть люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения».

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)   

Чему самому важному человек должен научиться к старости?

Эта тема тревожила философов, учёных и писателей.

 

Медики и косметологи придумывали средства, чтобы продлить молодость. Особенно по поводу старости переживали женщины. Им тяжело было смотреть, как увядает их красота. На лице появляются морщины, а руки постепенно теряют гладкость.

 

Писатели в литературных произведениях не раз раскрывали данную тему. Известный роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" рассказывает о том, что случилось бы, если б человек не старел. Главный герой с годами не менялся.

 

При этом вёл ужасный образ жизни. Он пил, прелюбодействовал, убивал людей.

Все его грехи отражались на портрете. И чем ниже опускался Дориан Грей, тем страшнее становилась картина. В один момент он уже не мог без отвращения смотреть на своё изображение на полотне.

Персонажи преклонного возраста в разных произведениях отличаются и чертами характера, и мировоззрением, и особенностями поведения. Есть злые, жадные, жестокие, вредные и глупые персонажи.

 

Одни зависимы от денег и положения, другие не могут попрощаться со своим имуществом, третьи придерживаются старых порядков и социальных устоев. Есть другие герои, которые абсолютно отличаются и образом жизни, и мыслями, и поведением.

 

Они мудрые и спокойные. Их не интересуют чужие грехи. Но они всегда готовы помочь людям в их бедах. Такими были: старец Зосима в романе Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", странник Лука в пьесе М.Горького "На дне".

 

Так происходит и в реальной жизни. Все люди разные. Некоторые с возрастом становятся лишь злее и мстительнее. Они завидуют соседям, распускают сплетни, издеваются над родственниками, копят дома ненужный хлам.

 

Их развлечения связаны с обсуждением других людей. Бабушки с удовольствием слушают о бедах и несчастьях знакомых, выражают мнимое сочувствие, но внутри злорадствуют. Им кажется, что они всё знают.

 

Дети и внуки должны их беспрекословно слушаться и помогать по дому. В итоге пожилая женщина становится настоящей барыней, которая всем указывает и всеми помыкает.

При этом она посещает церковные богослужения, называет себя христианкой. На исповеди же обвиняет знакомых и родственников.

 

А свои грехи не видит. Часто бабушки настолько увлекаются сериалами и различными передачами, что уже не различают, где реальность, а где подставные сцены.Им начинает казаться, что кругом наркоманы, девушки лёгкого поведения и изменники.

 

Но есть и другие старички. Они связывают свою жизнь с верой. Хорошо, если с религией человек познакомился ещё в молодости. Тогда в зрелом возрасте его опыт будет только крепнуть.

Появится свободное время для молитв и чтения православных книг.

 

Бабушки и дедушки могут посещать все праздничные службы. Многие страсти и пороки пропадают. Нет таких сильных соблазнов, как в юности.Именно в старости можно позаботиться о своей душе и подготовить себя к смерти.

Протоиерей Андрей Ткачев    

Грех, как норма жизни

Года два назад в храм зашла незнакомая женщина лет тридцати пяти, хорошо одетая, с мальчиком подростком. На вид я бы дал ему лет двенадцать. Хотя нынешние дети развиваются совершенно непредсказуемо, потому браться угадывать чей-то возраст дело бесперспективное.

 

Ещё я обратил внимание, что вошедший мальчик, вопреки юному возрасту, шёл, словно он не подросток, а древний старик. Едва передвигая и шаркая по полу ногами. Мама подвела сына к стене и усадила на лавочку. Он сел и, словно старичок, ручки положил на коленки и застыл.

 

Мы продолжаем служить молебен. Подходит время читать обычное на молебнах Пресвятой Богородице место из Евангелия от Луки. Наши верующие, в основном это старушки, обступив меня полукругом, собираются слушать чтение из Евангелия. В этот момент я накрываю их епитрахилью и начинаю читать. Но вспомнив о ребёнке, делаю паузу и показываю знаками маме, чтобы она подвела мальчика ближе ко мне под епитрахиль. Бабушки потеснились и пропустили его вперёд.

Читаю до этого уже множество раз слышанные всеми нами слова:

 

«Во дни оны восставши же Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов: и вниде в дом захариин, и целова Есисавет…». Всё как обычно, только мальчик в это время, теряя сознание, медленно опускается на пол храма. Служба продолжается, мальчика оттаскивают в сторону и вновь усаживают на скамейку.

 

Потом мы сидим всё на той же скамейке и разговариваем с его мамой. В этот момент я смог рассмотреть её внимательнее. В наших местах практически не встретить женщину с такими ухоженными руками и лицом.

 

- Батюшка, с мальчиком творится что-то страшное. Раньше это был жизнерадостный весёлый ребёнок. Гонял в футбол, бегал с друзьями на речку. А сейчас, посмотрите на него, это просто живой мертвец. От того, каким он был раньше, осталась только прежняя оболочка.

 

Ребёнок ничего не ест, если что-то проглотит, его тут же начинает выворачивать наружу. К кому мы только не обращались, даже в лучших московских клиниках врачи разводят руками. Никто не находит никакой патологии, и не знают от чего его лечить.

 

А ещё его мучают сны, – она перешла на шёпот, - к нему постоянно являются черти. Скоро у мальчика будет день рождения, так сегодня ночью главный из чертей взял его за руку, подвёл к вырытой могиле и сказал:

 

- Это мой тебе подарок ко дню твоего рождения. В этот день мы тебя закопаем.

 

Теперь мой мальчик ещё и спать боится. Батюшка, мы к вам приехали из Москвы. На вас только и надежда.

 

Думаю, ничего себе задачка. Почему именно ко мне? Что я ей старец, или подвижник. Начинаю думать, куда бы им обратиться. Предложил один адрес, другой.

 

- Батюшка, у нас здесь дача поблизости. Потому кроме вас больше никого из священников мы не знаем. Да и ехать ещё куда-то ему не по силам. Вы же видите, как он слаб.

 

- Скажите, как давно с ним всё это случилось?

 

- Два месяца назад. На следующий день после крещения его маленькой племянницы. Вспомните, мы же у вас её и крестили. Два месяца назад, вы с нами ещё беседу проводили.

 

И я вспомнил этого мальчика. Вспомнил, как он постоянно раздражал меня во время крещения. Когда я предложил крёстным «дунуть и плюнуть» на сатану, вместо этого он рассмеялся в голос. После чего я и решил, что больше подростков в качестве крёстных допускать не буду. И раньше я старался этого не делать, но в тот раз меня упросили и я согласился. За что потом себя корил.

 

Получается, вернувшись домой, после крещения, мальчик и заболел. Почему? Только ли из-за того, что ребёнок дурно вёл себя во время таинства? Но он ещё ребёнок, и не всегда контролирует собственные поступки. Должно быть что-то большее.

 

- Скажите, чем вы занимаетесь? Кем где-то работаете?

 

- Нет, я нигде не работаю, и никогда не работала.

 

- Кто же вас кормит?

 

- Мужья. Я выбираю людей состоятельных, знакомлюсь и увожу их из семей.

 

Её ответ поразил меня своей откровенностью, или правильнее сказать цинизмом. Она говорила об этом так, словно все на свете только этим и занимаются. И даже не сразу нашёлся что ей сказать.

 

- А почему вы говорите о мужьях во множественном числе?

 

- Потому что их было несколько, и все они уже умерли.

 

- Простите, как, сами умерли?

 

- Разумеется, сами, скоропостижно, чаще ударом. Один вообще, на глазах. Разговаривал со мной, потом вдруг упал на пол и умер. Я думала, шутит. Толкаю его, а он мёртвый.

 

- Значит, сейчас вы опять одна. Сейчас-то вы на что живёте?

 

- Сейчас я снова дружу с одним мужчиной.

 

- Тоже состоятельный, и тоже семейный?

 

- Да, семейный. Как правило, такие люди одинокими не бывают. Приходится потрудиться.

 

- Вы знаете, мне кажется, вам не надо обращаться к врачам. Причина болезни вашего мальчика кроется в вас самой. Вам нужно покаяться, и перестать жить так, как вы жили до сегодняшнего дня. Начинайте работать собственными руками. Боюсь, иначе вам не спасти вашего ребёнка.

Давайте договоримся. У вас есть два дня. В субботу вечером жду вас с сыном на исповедь, в воскресенье мальчик будет причащаться.

 

В субботу они приехали. Я обратил внимание на разительную перемену, произошедшую с подростком.

 

- Батюшка, я не знаю, что вы с ним сделали, но после посещения храма он стал принимать пищу и успел поправиться почти на два килограмма. Надеюсь, теперь его здоровью уже ничто не угрожает.

 

Ещё я думала над вашими словами и решила, что каяться я не буду, и образ жизни не поменяю. Работать собственными руками, это не для меня.

 

В воскресный день в храм на службу они не пришли. Больше я никогда их не встречал.

Из ЖЖ священника Александра Дьяченко  

⁠Почему люди долго живут?

«Однажды в Оптиной пустыни уже почивший престарелый игумен (много лет назад; ему было около восьмидесяти лет, он участник Великой Отечественной войны, был артиллеристом, остался жив, пройдя все четыре года войны) в каком-то совершенно бытовом разговоре вдруг мне задает вопрос: «Мелхиседек, а ты знаешь, почему люди долго живут?»


Ситуация была бытовой и не располагала к переключению ума на такие философские рассуждения, и я пошутил, говорю: «Знаю, почему долго живут. Потому что у них сбалансированное питание и они соблюдают режим труда и отдыха». 

 

А он этой шутки о сбалансированном питании и соблюдении режима труда и отдыха даже не понял, потому что прошел войну. Какое сбалансированное питание? Дай Бог, там банка тушенки в день была, и то мы об этом не знаем, была или нет. Какой режим труда и отдыха? В монастыре без конца какие-то труды, проблемы, молитвенные подвиги. 

Говорит: «Нет, люди живут долго не из-за этого».


И тогда я уже серьезно у него спрашиваю: «А почему, батюшка?» 


– «Они живут долго потому, что кому-то нужны». Вот когда человек нужен кому-то, он будет долго жить. Я потом практически сам, по своей жизни, в этом убедился. 
 
До армии я работал в Институте Склифосовского, в отделении нейрохирургии, и видел бесчисленные инсульты, трепанации черепа для спасения человека, видел уход за теми или иными людьми. И я на этой годичной практике сделал потрясающее наблюдение. 


Когда человек сам хотел жить и его родные и близкие хотели, чтобы он жил, он выкарабкивался. А если при всем этом была какая-то икона на тумбочке, крестик на груди (а это советское время) – это вообще была почти стопроцентная гарантия. А почему был уход со стороны родных и близких?  Потому что замечательный человек. Мама, папа, бабушка, дедушка, муж... 
 
Так вот, чтобы долго жить, надо быть кому-то нужным. Надо уметь радовать. Поэтому наш замечательный святой отец Алексей Мечёв, который служил на Маросейке, говорил: «Будьте друг для друга солнышками». Если ты послал от себя какое-то маленькое участие, к тебе все равно это вернется.


Апостол Павел говорил: «Сеющий доброе пожнет доброе, а сеющий злое пожнет злое; сеющий щедро пожнет щедро, а сеющий скупо пожнет скупо». Поэтому будем друг для друга солнышками и будем стараться это доброе настроение сохранить.»

Архимандрит Мелхиседек Артюхин.

Всех страстей в человеке семь

Дьявол опирается на природные свойства человека, которые искажены, к сожалению, грехом, и внушает человеку те мысли, которые потом его убивают, и не только его. Вот это желание сделать по-своему приводит иногда к страшным преступлениям.

 

Все мы знаем, как дети маленькие бывают упрямы. Ведь родители хотят им, совершенно ясно, добра. Если родители психически нормальные люди, то они, конечно же, желают всем своим детям добра.

 

Почему же дети так упорно сопротивляются этому добру? В интернете сообщение пришло о том, что один маленький мальчик из-за того, что папа запретил ему в покемоны играть, выколол ему глаза, папе. Понимаете, так сильно хотел, а папа не даёт, значит папе нужно сделать вот так. И он это сделал. Как это можно?

 

Ясно, что маленький ребёнок не способен на такое зло. Это же ясное действие дьявола. Он внушил этому ребёнку, что таким образом надо отомстить папе за то, что он не дал. 

Вот такое сильное желание играть и запрет. Воспринимается родитель, который запрещает, не как человек, который хочет оградить тебя от смерти, от тюрьмы, от болезни, от несчастья, а воспринимается, как человек, который тебе приносит зло.

 

Почему?

 

Потому что уже возникла страсть, которую человек не может преодолеть. Сам человек не может преодолеть, поэтому мы видим, что всё человечество скатывается в преисподнюю.

 

Вот этот сатанизм, такой откровенный, он встречается всё чаще и чаще. Человек восстаёт уже на саму природу свою.

 

Это, конечно, неизбежная гибель человечества, абсолютно, потому что вал этого зла растёт, совершенно не прикрыто.

 

Все с этим либо соглашаются, либо просто к этому равнодушны.

 

Единственное, что этому противостоит – это голос Евангелия, голос Церкви по-прежнему.

 

Протоиерей Димитрий Смирнов   

Что такое грех

Владыка Иоанн Шанхайский перед первой моей исповедью мне объяснил: «Ты не знаешь, что такое грех».

 

Мне было тогда семь лет, и Владыка спросил: «Что ты пришёл?»

 

Я ответил: «Я пришёл исповедоваться». А он мне сказал: «Ты не знаешь, что такое исповедоваться».

 

А я надул губы, и ответил: «Ну, знаю». Владыка тогда сказал: «Ну, так что, говори свои грехи. А ты не знаешь, что такое грех».

 

Я губы свои ещё больше надул, и ответил, что не слушался, наедался, проказы всякие творил, чувства и так далее, то есть понятие о греховном понимании — это с самого детства у меня было.

 

Тогда у Владыки под омофором моя исповедь заключилась в том, что он сказал: «Говори что хочешь, а я тебе всё-таки объясню, что такое грех».

И сказал: «Грех — это тот момент, когда ты от любви Божией уходишь.

 

Когда тебя папа и мама любят, и вдруг ты не слушаешься, ты страшно страдаешь. Потому что ты нарушил её, ты от этой любви ушёл — от любви матери, любви отца.

 

А любовь Бога ещё более великая, она — величайшая. А в грехе — ты от любви Бога уходишь.

 

А когда происходит покаяние, ты к любви Божией возвращаешься».

 

Это объяснил мне Владыка Иоанн, когда мне было семь лет.

Так и есть».

 

Воспоминания архиепископа Женевского и Западноевропейского Михаила (Донскова)   .

Из книги «Родная стихия», Музей и Фонд Иоанна Чудотворца    

20 истин от владыки Афанасия Лимассольского

1. Христос является Смыслом жизни. Если у человека есть все, а Христа нет, у человека нет ничего. Но если у человека есть Христос, но нет ничего другого – у него есть все;

 

2. Старец Паисий часто говорил: ”Давайте подвизаться добросовестно.Не для того,чтобы избежать ада, а чтобы не расстроить Бога”. И это было центром его учения;

 

3.Каждый день у нас масса возможностей для того, чтобы избавляться от своего эгоизма. Мы можем это делать через терпение и любовь, которые нужно проявлять к нашим окружающим;

 

4. Нужно искать способ пустить Христа в сердце. Когда это произойдет-Христос исцелит его.Если мы приобретем здоровье, все микробы отпадут;

 

5. Христиане должны научиться делать все вокруг себя красивым, благодарить Бога за Его великую любовь, всю жизнь говорить: “Слава Богу!”

6. Если человек не знает, что ему делать в жизни, он не должен отчаиваться. Кто из нас знает, что он хочет делать? Мы знаем одно:мы хотим быть рядом с Христом. Этого никто у нас отнять не может;

 

7. Христианину совершенно необходимо любить и уважать всех людей,а также религию любого человека, во что бы тот не верил;

 

8. Не надо смотреть на принятие в свое сердце Христа,как на что-то сложное. Нужно иметь доверие Богу. Старец Паисий говорил: «Господь – это воздух. Не делай из Него углекислого газа». Господь освобождает и дает нам радость жизни во Христе;

 

9. Когда я прожил со старцем 16 лет, я понял: все, что сказал Христос – это Истина. Святые являются доказательством Евангелия. Зачем мне сомневаться в чудесах? Я каждый день видел чудеса, творимые старцем Паисием во славу Божию;

 

10. Без святых Евангелие не имело бы доказательств. Церковь все время рождает святых;

 

11. Посвятите ночь молитве!Тайны Божии открываются через ночную молитву. Один час ночной молитвы равнозначен пяти часам молитвы днем. Поэтому ночь – это большое богатство. Вам, христианам, которые ходят в церковь и слушают слово Божие, подобает совершать ночные молитвенные стояния, потому что именно ночью активизируется враг рода человеческого, чтобы погубить души людей через всевозможные развлекательные центры, клубы, телевизор и т.п.

 

12.Интернет опасен для всех нас. Но надо понимать, что в нашу эпоху невозможно жить без интернета. Выходом является не запрет. Мы должны учить ребенка правильно пользоваться интернетом, не становясь его рабом, насколько возможно сохранять дистанцию. Родитель должен следить за своим ребенком и делать все, что от него зависит. Необходимо говорить со своими детьми, посвящать им время, чтобы они имели к нам доверие. Не стоит пугать детей своими угрозами;

 

13. Однажды мы со старцем Паисием ехали на корабле с Афона. К отцу Паисию подошел очень серьезный подвижник, который много лет подвизался на Святой горе Афон. Он все время сетовал и повторял: «Все, что мы приобрели духовного, все в миру растеряем». Затем он обратился к старцу и спросил, что он думает на этот счет. Старец ответил: «У меня ничего нет, я ничего не теряю.Может, у тебя что-то есть и ты это растеряешь». Тогда подвижник понял и ответил, что у него тоже ничего нет;

 

14. Наши оценки наше собственного духовного уровня немножко искусственны. Когда я был монахом первые 2 года, я подошел к старцу Паисию и сказал, что очень стараюсь молиться и не вижу никакого результата. Он спросил меня, какой я хочу результат.Я ответил, что то, о чем мы читаем в книгах. Тогда старец мне предложил воскресить его умершую кошку. «Ты хочешь чудеса творить?» – спросил меня старец. На этом мой вопрос был исчерпан;

 

15. Гордость-это болезнь. Когда кто-то одел искусственное украшение и думает, что стал царем – он болен. А достоинство и благородство – это носить золотое украшение и не придавать этому значения;

 

16. Какой-то человек пришел к старцу и пожаловался, что страдает гордостью. Старец ответил ему: «Конечно, очень хорошо, что ты гордый. Ведь именно ты создал небо и землю, и все вокруг». То есть старец ясно дал понять, что гордый человек – это больной человек

 

17. Мирскому человеку необходимо заботиться о том, чем будет питаться его семья. Но нельзя порабощаться этим. В центре сердца непрестанно должна совершаться Божественная Литургия. Христос благословит все, что мы не успеваем из наших важных многочисленных дел;

 

18. Многие люди говорят, что верят в Бога, но не хотят идти в храм. Это происходит потому, что они боятся врача. Они предпочитают купить аспирин в киоске, но боятся идти к врачу. Церковь – это операционная, она является настоящей лечебницей, которая исцелит человека. Иногда этот процесс бывает очень болезненным. Невозможно исцелиться, не признавая своей болезни;

 

19. Мы должны молиться о тех, кто не ходит в храм и иметь открытые объятия, чтобы их принять. Апостол Павел стал апостолом тогда, когда был к этому готов. Господь с уважением относился к его свободе и проявлял терпение;

 

20. Господь ждет, чтобы мы пришли к нему. Это Его призыв ко всему миру.

 

Юродивая старушка сказала одной девушке: к тебе сегодня трижды любовь подойдёт. Узнаешь ее - будешь счастливой! А не узнаешь - может, и к лучшему. От любви душа болит.

 

Вот такие бредовые речи услышала девушка от маленькой старушки в детской шапке с помпоном. Эта старушка обладала даром, так говорили. Сидела на лавочке в парке и даром раздавала советы и предсказания. Очень туманные. Но все сбывалось, - так говорили суеверные люди, которые не знали, что туманные слова каждый под себя подстраивает. Это девушке объяснил один умный психолог. Который все мог объяснить и разоблачить. Но помочь не мог, к сожалению…

 

Девушка переживала, что ее никто не любит. Никто не хочет жениться. Встретятся пару раз и исчезают. А к сорока ее годам уже и встречаться не хотят. Вот она и подошла к старушке. Тем более, даром. Ничего не теряешь, так ведь?

Девушка пошла домой. Уже был вечер. И мало времени оставалось для трёх встреч. Интересно, а сообщение или звонок считаются? Или должен встретиться в офф-лайн человек? На кого он будет похож? Какая у него машина? Кем работает? Вернее, все эти вопросы во множественном числе. И как выбрать наилучшего?

 

Она шла, несла в пакете сосиски и булочки. Зашла в магазин. И у магазина сидела худая кошка. Ободранная такая. Подошла и хотела потереться об ногу, унюхала сосиски. Дрянь такая. Девушка пошла быстро прочь, пакет повыше подняла.

 

Идёт и видит - какой-то малыш упал с самокатика. Лежит и ревет. Противным таким голосом, а матери не видно. Бывают же такие мамаши. Нарожают, а следить за детьми не желают. Ради пособий рожают, это же ясно. А нормальные девушки не могут жизнь свою устроить!

 

Девушка обошла самокат и дальше пошла. Уже дом видно. Ну и где три встречи с любовью? Наврала сумасшедшая старуха. Видно, хотела деньги выманить, да не вышло!

 

Девушка увидела на скамейке у подъезда какого-то мужика. Сидит, весь бледный, глаза закатил и дышит шумно. Ну понятно. Зависимый мужик. Куртка грязная, валялся где-то. И кто-то с таким живет. Бывают такие женщины, спасительницы из треугольника Карпмана. Или такие же. Грязь и мерзость.

 

Девушка пришла домой, сварила сосиски и поела с булочками, ругая на все корки юродивую старуху. Больше ничего интересного не было. Разве что показывали одного симпатичного миллиардера по телевизору. Вот он ничего так.

 

Ну, ещё девушка посмотрела в зеркало. Тоже хорошее изображение. Правильно психолог говорил: надо любить себя! Уже получается неплохо. Но хотелось бы ещё кого-то, чтобы тоже любил меня…

 

Мужчину от подъезда увезла «Скорая». Соседка вызвала. А потом замуж за этого мужчину вышла. Оказался он известным писателем. У него диабет, внезапно стало плохо на улице. Сейчас живут хорошо, счастливо.

 

Мальчика в парке папа поднял и утешил. Они вдвоём жили, мама мальчика умерла. А отец с сынишкой приехал родных проведать из своего поместья на юге Франции.

 

А кошка была бедная и безродная. Ее накормила юродивая старушка. Старушке добрые люди давали съестное: бутерброды, даже горячие котлетки и сырники. Ее все жалели. И благодарили за добрые безумные слова, которые сбывались. А старушка жалела кошку. И людей, которые узнали любовь…

Анна Кирьянова   

О любви ...

Как-то батюшка Амвросий показал отцу Венедикту бесов, и вот каким образом. Накрыл его мантией, потом подвел его к окну и говорит: 
— Видишь? 
— Да, вижу: идёт множество арестантов грязных, изодранных, со страшно-зверскими лицами. Отец Амвросий, откуда столько их? Идут, идут, и конца нет, и кто их пустил сюда в Скит? 
А арестанты всё идут и идут, обходя церковь кто слева, кто справа. 
— Ну, что видишь их, отец Венедикт? 
— Да, Батюшка, а кто же это? 
— Это бесы. Вот и считай, сколько приходится на каждого из братии. 
— Да неужели? 
— Теперь ты понял, против скольких нечистых духов мы должны бороться? Но Господь попускает борьбу сообразно силам каждого, а если что, по молитве нашей вмиг всех супостатов прогонит, лишь бы мы молитву не оставляли.

Мудрый наставник

Как-то я посетил архимандрита Авеля, наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии. Отец Авель ранее был игуменом Свято-Пантелеймонова монастыря на Святой Горе Афон. Я рассказал ему о том, как на 9-й день после упокоения отца Ипполита крест на его могиле замироточил. Отец Авель не был удивлен этим чудом, а сказал: «Ну, конечно, так и должно было быть по величайшему смирению, величайшей простоте отца Ипполита, ныне новопреставленного. Господь явил Свою милость над его простотой, над его смирением, по его жизни. Батюшка Ипполит был очень мирным и трудолюбивым».


Действительно, отец Ипполит был прост, и эта простота не от людей, происходящих из простого звания, а простота святых отцов. 


Отец Ипполит принимал абсолютно всех людей. Я поражался и удивлялся его подвигу, так как батюшка принимал даже бомжей, людей с очень сложными биографиями, часто связанных с преступным миром. Он принимал их в монастыре, не смотря на сложности, которые могли при этом возникнуть. Я поражался любви отца Ипполита и его необыкновенному мужеству. Это даже не просто мужество, а терпение и всеобъемлющая любовь, принимающая как добрых, так и злых людей, по примеру Самого Господа Иисуса Христа. Это была любовь, всегда готовая помочь любому человеку, встречающемуся на пути. 


Батюшка Ипполит был человеком, который не мнил о себе, не вменял себе в заслугу своих подвигов служения. Для него истинным служением было то к чему призывал его Господь. Отец Ипполит чуждался славы, избегал и старался не замечать ее. В монастырь приезжали автобусы с паломниками, и именно с целью показать святого человека в монастыре как некое редкое явление в нашем мире, где оскудела святость. Батюшка всех этих людей принимал, воспринимал со всеми их сложностями и грехами. Для него не было различия в том, богатый человек или бедный, образованный или необразованный, в каждом человеке он видел образ и подобие Божие. 


Отец Ипполит был наделен от Господа Его благодатью. А Бог есть Любовь. Батюшка был богат этой Божественной Любовью к окружающему миру. Поэтому он так широко, с таким пониманием, с такой заботливостью и сочувствием относился ко всем приходящим к нему.


Святой Апостол Павел в своем послании говорит: «Я оставил все познания в мире, ради дела познания Господа нашего Иисуса Христа». Такая святая простота была у ныне поминаемого нами и, я думаю, находящегося в числе праведников отца Ипполита. У батюшки было то, чему следует учиться нынешним пастырям: милосердие, терпение, смирение, любовь.

 

Протоиерей Владимир (Волгин).
Из книги «Крылья Любви. Воспоминания об архимандрите Ипполите (Халине)».

- С отцом Ипполитом я впервые встретился в Псково-Печерском монастыре. Батюшка тогда приехал со Святой Горы, где он провел примерно 18 лет. Запомнился отец Ипполит с длинной бородой, наверное, ниже пояса, которую он прятал под подрясник. 


Батюшка Ипполит поразил меня своей простотой своим детским взглядом. На меня смотрел, если можно так выразиться, «глубокомысленный» ребенок, с таким огромным опытом. У некоторых детей бывает такой взгляд, словно бездонное пространство. Такой же взгляд я увидел у отца Ипполита.

 

Следующая моя встреча с батюшкой произошла в Курско-Белгородской епархии где я впоследствии служил на новом приходе. Я узнал, что отец Ипполит вернулся из Псково-Печерского монастыря и служит под Старым Осколом. Батюшка жил в очень скромном домике, особенно любил разводить «коровок», как он сам ласково их называл. И позже в Свято-Николаевском Рыльском монастыре отец Ипполит благословил разводить коров, что позволило иметь молочные продукты, которые были не только в монастыре, но были доступны и для прихожан.

На крыльях любви

Еще больше историй читайте на ТГ "Паломники"

Вся информация на сайте носит информационный характер и не является публичной офертой, 
⁠⁠Запрещено копирование материала без ссылки на страницу сайта.
При полном или частичном использовании материалов обязательна прямая индексируемая ссылка на: https://pravrus.ru/