Православная Россия

«Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится».

                                     Святитель Феофан Полтавский

Храм Святителя Николая Чудотворца п. Володарского

Недалеко от Москвы, в 20 км в юго-восточном направлении, находится поселок Володарского, Ленинского Городского огруга. И есть там необычайной красоты храм, история которого началась еще в конце XVII века.

История

Первое упоминание о селении на этом месте встречается в архивных документах 1451г., когда Великая княгиня Софья Витовтовна передавала его во владение внуку Юрию Васильевичу, второму сыну Василия II. Тогда село называлось Ладыгино по имени купца Ладыги. Здесь занимались разведением лошадей для царских конюшен, так как в пойме реки Пахры были прекрасные заливные луга с хорошим сенокосом.  

 

В 1628 году село было передано из Конюшенного Приказа стольнику Алексею Федоровичу Шереметеву, сыну боярина Фёдора Ивановича Шереметева. После смерти Алексея село перешло его отцу. 

 

В 1646 году Ф.И.Шереметев, участвовший во всех важных событиях царствования Михаила Фёдоровича Романова, подал в отставку по старости и в этом же году, в своей вотчине, на месте разобранной деревянной церкви потроил церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Алексия человека Божия, в честь святого покровителя умершего сына, первого владельца села из рода Шереметевых и мученицы Параскевы Пятницы. С этого момента село носит название Богородское. В 1649 году Фёдор Иванович принял иноческий чин  с именем Феодосий и в начале 1650 года скончался.

 

Ззавещал Шереметев Богородское внучке - Прасковье Никитичне Одоевской, дочери Евдокии Федоровны от брака с боярином Никитой Ивановичем Одоевским. Отсюда и посвящение второго придела Параскеве Пятнице. После ее смерти в 1656 г. имение перешло к её родителям.

 

В 1672-73 гг. Н.И.Одоевский начал строительство новой каменной церкви, разобрав прежнюю, кроме Алексеевского придела. Архитектором ее, как и всех остальных храмов в его вотчинах (Архангельского, Никольского-Урюпина и др.), был крепостной мастер П.С. Потехин.

Во владении князей Голицыных Богородское оставалось до 1810 года, и за это время имение было роскошно отстроено: двухэтажный каменный дом, регулярный сад, обнесенный каменной оградой с воротами, украшенными каменными статуями, две каменные мельницы и одна ветряная. В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1732 год, значится: «июня 7 дня запечатан указ о строении церкви, по челобитью тайного советника, кавалера, сенатора князя Дмитрия Михайловича Голицына, велено против его челобитья в вотчине его в Московском уезде в Пехрянской десятине в селе Богородском на том же церковном месте, разобрав каменную ветхую церковь, построить вновь каменную ж во имя тот же престол Рождества Пресвятой Богородицы».

 

Посвящение храма в этом документе не соответствует тому, каким оно оказалось в реальности. В документах XIX века упоминается «явленный образ Божия Матери Казанския, который привлекает в село богомольцев». Очевидно, в окрестностях села произошло чудесное явление Казанской иконы Богородицы, что и послужило основанием посвятить новый храм этому событию. Старожилы поселка рассказывают о чудотворной Казанской иконе Богородицы, но точных сведений о ней нет. После разрушения храма в 30-е годы ХХ века след иконы теряется.

Строительство завершилось в 1680 г. А четыре года спустя село пошло в приданое за его внучкой Анной Яковлевной Одоевской, вышедшей замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына. При нём в 1696 г. был восстановлен Алексеевский придел в виде отдельной церкви.Это подтверждает документ, найденный историками В. и Г. Холмогоровыми: «7205 (1696) года декабря в 24 день, по благословенной грамоте, дан антиминс к церкви Алексея человека Божия, что в Московском уезде в селе Богородском, тоя ж церкви попу Иоанну».

 

Антиминс давали во вновь построенные или поновленные храмы и приделы. В пользу этой версии говорит и тот факт, что при восстановлении Алексеевской церкви в 1990-х годах в ее южной стене был найден заложенный проход в другую (возможно, центральную) часть здания. Кроме того, на фотографии начала XX в. видно, что на той же южной стене отсутствует резной белокаменный карниз, следовательно, эта стена когда-то была внутренней.

 

Итак, с 1696 г. в селе Богородском существовала вторая церковь – Алексеевская, представлявшая собой возрожденный придел древнего Шереметьевского Богородице-Рождественского храма.

Дмитрий Михайлович Голицын  (1665–1737)

В 1737 г. семейство Голицыных постигла катастрофа: Д.М. Голицын попал в немилость к императрице Анне Иоанновне и  был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре умер. Все его имения были отписаны в казну.

 

После смерти императрицы Богородское возвратили его сыну - Алексею Дмитриевичу Голицыну. До нас дошли экономические примечания к Генеральному межеванию, составленные в 1767 г., когда Богородским владел А.Д. Голицин: «Село на левом берегу реки Пахры, две церкви каменныя: 1) Казанской Пресвятыя Богородицы, 2) Николая Чудотворца».  

В декабре 1751 г. у Алексея Дмитриевича Голицына, которому тогда шел уже шестой десяток, родился долгожданный сын, названный Николаем. Вероятно, где-то около этого времени и был устроен Никольский престол вместо Алексеевского. В 1806 г. А.М. Голицын, двоюродный дядя Николая Алексеевича, пристроил к Казанской церкви придел Александра Невского, своего небесного покровителя.

 

Такое бурное храмостроительство объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, все хозяева Богородского XVII-XVIII веков – вельможи первой величины, люди богатые, не стесненные в средствах и желающие проявить себя в строительстве. Во-вторых, наличие местного материала (рядом – знаменитые Мячковские каменоломни, да и в самом Богородском было месторождение камня), облегчало осуществление их замыслов.

 

После смерти Н.А. Голицына его вдова Мария Адамовна, урожденная Олсуфьева, которая жила преимущественно в Петербурге, стала активно распродавать подмосковные имения покойного князя. Богородское оказалось в собственности Павла Петровича и Анны Дмитриевны Нарышкиных. Впрочем, период их владения селом не был ничем отмечен, а к середине XIX века они определенно уже здесь не жили. В это время церквей в селе было две: Казанская, в которой постоянно совершалось богослужение, и Алексеевская (Никольская), возле кладбища. Рядом с ней располагались лавки, в которых торговали на престольный праздник Казанской иконы Богоматери.

 

Кладбищенская церковь обветшала, и к тому же была разграблена во время наполеоновского нашествия. В 1821 году причт подал прошение  отремонтировать церковь, чтобы «совершать в ней божественные службы по поминовении усопших, и вокруг ея зделать деревянную ограду». После возобновления церковь была освящена 30 января 1830 года.

Алексей Дмитриевич Голицын  (1697–1768)

Церковных ведомостей на конец XIX - начало XX веков не сохранилось. Документы храмов села Богородского в советское время, судя по всему, попали в Музей центрально-промышленной области, а после его закрытия в 1932 году – в музей «Новый Иерусалим» (г. Истра). Большая часть их погибла во время оккупации Истры немецкими войсками в декабре 1941 года и в послевоенную разруху.

 

В 1931 г. Казанская церковь была разрушена полностью, и в архивах нет материалов, которые делали бы возможным ее восстановление, сохранились лишь две размытые фотографии 1930-х годов. В 2002 г. на месте Казанской церкви установлен Поклонный Крест.



Возрождение храма

Кладбищенский храм частично разрушили в 1936 г., а то, что уцелело, было использовано под мастерские, приёмный пункт  молока, позднее здесь разместили склад газовых баллонов. То, что осталось от храма, было возвращено Русской Православной Церкви в 1997 г. в плачевном состоянии: не было алтаря, звонницы, трапезной. Первая служба состоялась 19 декабря 1997г. в день памяти святителя Николая Чудотворца. Службы проходили в маленьком холодном и не обустроенном помещении, но в это время зарождалась крепкая церковная община.

В связи с тем, что не сохранилось никаких чертежей, храм восстанавливали по фотографиям 30-х г. К 2006 году силами прихода был восстановлен однопрестольный Никольский храм и 17 сентября освящен по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископом Можайским Григорием.

 

В 2008 году был отправлен запрос в Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и получена историческая справка о церквях в с. Богородском на р. Пахре (современный пос. Володарского). Из этого документа следует, что раньше храм был трёхпрестольным. Приходское собрание приняло решение просить благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о пристройке двух приделов и колокольни. Благословение было получено и в июле 2009г. началась реконструкция храма.

Огромную роль в возрождении и становлении храма сыграл её нынешний настоятель, протоирей Сергий Свалов, который не только дарит душевное тепло и любовь всем прихожанам, но и является очень хорошим организатором и хозяйственником, лично принимавшим участие в проектировании и организации строительных работ.



В ходе работ площадь храма увеличилась в четыре раза. К центральному Никольскому алтарю были пристроены приделы в честь Казанской иконы Божьей Матери и святителя Спиридона. Преобразилась колокольня, которая выросла на 33,33 метра и украсилась новыми колоколами, вес самого большого из которых составил около 110 пудов (порядка 1800 килограмм).

 

Над росписью стен храма потрудились видновские иконописцы, иконостас создан палехскими мастерами. Никольский храм стал замечательным местом для посещения и духовного отдохновения для верующих всего Ленинского района

Храм сегодня

Все работы по расширению и благоустройства храма закончились в 2014 году славным событием. Службу Великого Освящения и Божественную Литургию возглавил архиепископ Можайский Григорий.

В праздничный для Никольского храма день за великим освящением и Божественной литургией Владыке Григорию сослужили: благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров, благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим, благочинный церквей Люберецкого округа протоиерей Димитрий Мурзюков, благочинный церквей Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный церквей Истринского округа протоиерей Димитрий Подорванов и видновское духовенство. По окончании торжественного богослужения архиепископ Григорий вручил благотворителям Никольского храма патриаршие и митрополичьи награды.

Храм чудесно преобразился и продолжает расширяться не только территориально, но и миссионерски. Приход существенно вырос. Территория очень красивая и каждый год преображается. Для многих жителей поселка храм стал местом, где можно получить духовную поддержку, разделить радость и печаль с близкими по духу людьми, развивать свои творческие способности, узнавать много нового и просто дарить людям заботу и внимание.

Очень большое внимание уделяется детям. Стараниями настоятеля, протоирея Сергия, рядом с храмом построено двухэтажное здание, в котором разместилась воскресная школа, библиотека, художественная студия «Майолика», где проводятся занятия росписи по керамике, резьбы по дереву, изготовление русской традиционной тряпичной куклы, а также проводятся занятия по обучению игре на гитаре. Есть даже спортивные секции. Там же организован досуг для детей с различными конкурсами, викторинами, соревнованиями. На церковные праздники проводятся концерты и ставятся спектакли. С благословения отца Сергия - вдохновителя, организатора и зачастую непосредственного участника многих мероприятий

Помогает настоятелю в служении клирик храма, иерей Максим Гортинский. За годы своего священнического служения для многих прихожан отец Максим стал духовным другом. Своей отзывчивостью и преданностью делу, заботливостью и вниманием, безотказностью и постоянной

готовностью помочь каждому, кто обращается к нему за молитвенной помощью, отец Максим снискал искреннее уважение прихожан Никольского храма.

 

В добавок ко всему отец Максим очень творческий человек - художник, поэт, композитор, музыкант, обладающий мягким и в то же время глубоким голосом, по своему, но одинаково красиво звучащим и когда он совершает литургию, и когда исполняет свои композиции.

 

Свои музыкальные знания он с радостью передает всем желающим, преподавая уроки игры на гитаре, и помогает отцу Сергию в постановке спектаклей, концертов и других праздничных мероприятий, в которых сам также принимает участие. 

* Святой Георгий Тутаевский;
* Святитель Тихон, Патриарх Московский;
* Святитель Игнатий Брянчанинов;
* Святитель Филарет Черниговский;
* Святитель Димитрий Солунский;
* Святитель Мелетий Рязанский;
* Святая праведная София;
* Святой великомученик Георгий Победоносоц;
* Преподобный Моисей Оптинский;
* Преподобный Анатолий Оптинский;
* Мощевик с частицами мощей св.блгв. кн. Петра и св.блгв.кн.Февронии

* Святитель Афанасий Ковровский;
* Святой Константин Богородский;
* Святитель Тихон Задонский;
* Святитель Мартин Римский;
* Священномученик Валентин Итальянский;
* Святая равноапостольная Мария Магдалина;
* Святая праведная Анна;
* Святой блаженный Василий Московский;
* Преподобный Амвросий Оптинский;
* Преподобный Нектарий Оптинский;
* Мощевик с частицами мощей свт. Николая       Чудотворца и свт. Спиридона Тримифунтского

СВЯТЫНИ

В каждом храме есть свои святыни – особо чтимые чудотворные иконы, мощи святых, источники. Эти святыни охраняют, оберегают храм, служат для прихожан видимым знаком милости Божией. Есть они и в Никольском храме.

⁠Храм Святителя Николая Чудотворца на карте

Вся информация на сайте носит информационный характер и не является публичной офертой, 
⁠⁠Запрещено копирование материала без ссылки на страницу сайта.
При полном или частичном использовании материалов обязательна прямая индексируемая ссылка на: https://pravrus.ru/