Православная Россия

«Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится».

                                     Святитель Феофан Полтавский

⁠Церковь Феодоровской иконы Божией Матери г. Ковров

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери - действующий православный храм второй половины XIX века, расположенный в центральной части города, недалеко от железнодорожного вокзала. Это самый поместительным храм в Коврове, его площадь составляет более 500 квадратных метров.

 

Феодоровский храм даже в масштабе всей Владимиро-Суздальской епархии имеет особенную, ни с чем не сравнимую историю. С самого начала он относился к ведомству Министерства путей сообщения Российской Империи и его даже называли церковью при станции Ковров и при железнодорожных мастерских.

История

Историю этого храма надо начинать с 1862 г. Именно тогда в Коврове началось строительство железнодорожных мастерских. Мастерские эти предназначались для ремонта подвижного состава — паровозов и вагонов — Московско-Нижегородской железной дороги, имевшей, без преувеличения, стратегическое значение для того времени.

 

 

Работы по строительству мастерских велись в течение всего 1863 года. В 1864 г. Ковровские мастерские приступили к работе, но достройка их продолжалась. И только с 1865 г. мастерские стали работать на полную мощность, став крупнейшим промышленным предприятием Коврова и одним из значительнейших заводов Владимирской губернии. В первое десятилетия существования мастерских там уже работало более 700 человек.

Духовные потребности рабочих требовали обязательного посещения православного храма. Мастеровые ходили на богослужение в единственный тогда в Коврове Христорождественский собор, но туда приходили жители всего Коврова, из-за чего в храме царила теснота, давка и духота. Два соборных священника не успевали исправлять требы, не имея физической возможности уделять сколько-нибудь значительное время кому-либо из своих многочисленных прихожан. 

 

Кроме того, рабочие не всегда успевали ходить в собор, так как он находился довольно далеко от мастерских. Имелась в городе ещё кладбищенская церковь во имя св. Иоанна Воина, но она не была приходской. Поэтому почти сразу после окончания строительства мастерских у мастеровых появился замысел построить свой храм. 

Решающим событием, подтолкнувшим к воплощению этих замыслов в жизнь, стало покушение народовольца Дмитрия Каракозова на императора Александра II 4 апреля 1866 г. в Петербурге. Когда после утренней прогулки в летнем саду император садился в коляску, в него почти в упор выстрелил Каракозов. Лишь благодаря тому, что случайно оказавшийся рядом крестьянин Осип Комиссаров ударил убийцу по руке, пуля пролетела мимо.

 

Неудавшееся убийство было расценено народом, как великое чудо. По всей России служились благодарственные молебны, закладывались часовни и храмы. И тогда рабочие мастерских подали коллективное прошение к инспектору железной дороги Александру Казначееву, где написали: «Движимые чувством любви и преданности к Монарху верноподданные Его, чтобы увековечить совершившееся в этот день чудо, поручили нам заявить общее свое желание: устроить при Ковровских мастерских православный храм».

Неудачная для России Крымская война 1853–1856 гг. поставила перед российским правительством одну из первоочередных задач — организацию строительства железных дорог в стране. 26 января 1857 г. император Александр II утвердил устав «Главного общества российских железных дорог».

22 февраля 1868 года Святейший Синод «дал разрешение на устройство церкви при Ковровских механических мастерских». К церкви должен был быть определён причт, а приходом стать рабочие заведения с их семьями. Уцелевший во время покушения император на докладе о строительстве храма поставил короткую резолюцию: «Благодарить».

 

Один из сложных вопросов, а именно «из каких именно источников и в каком размере предполагалось производить обеспечение причта», был так же решен рабочими мастерских. Ковровское мастеровые православного вероисповедания готовы жертвовать в пользу нового храма по 1 копейке с получаемого ими каждого рубля, что в общей сложности должно было составить более 1000 рублей в год. Такое обеспечение епархиальное начальство признало вполне достаточным и надежным.

Работы по возведению новой церкви начались уже в конце 1868 года. Руководил постройкой храма директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Иван Андреевич Бусурин. К концу 1874 года церковное здание было готово. Как уже говорилось выше, церковь строилась исключительно на пожертвования рабочих и служащих мастерских и железной дороги. Возможно, именно постепенным поступлением средств объясняется продолжение строительства в течение долгих шести лет. До весны 1875 года продолжались работы по внутренней отделке и благоустройству храма. Новый храм решено было наименовать в честь Феодоровской иконы Божией Матери — небесной заступницы царствовавшего Дома Романовых.

25 мая 1875 года архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский) при участии ключаря владимирского Успенского собора отца Иоанна Благонравова и священника ковровского Христорождественского собора Алексея Радугина совершил чин освящения новой церкви. В освящении принимал участие назначенный настоятелем церкви священник Иоанн Соколов, ранее служивший в ковровском городском соборе.

 

Кстати, храм получил и другое название: в честь механического заведения, при котором построен, он стал вполне официально называться Заведенским.

 

14 марта и 16 августа стали храмовыми праздниками Феодоровской церкви (14 марта 1613 г. состоялось призвание на царство Михаила Федоровича Романова, а 16 августа — день обретения Феодоровской иконы Божией Матери). В мастерских в эти дни устраивались выходные и рабочие участвовали в праздничных торжествах, посвящённых престольному празднеству.

После кончины И. А. Соколова 30 сентября 1898 в Феодоровскую церковь был определен новый священник — Николай Александрович Преображенский, ставший, пожалуй, одним из ярчайших представителей духовенства за всю историю Владимиро-Суздальской епархии. Будучи сыном священника, Николай также пошел по стопам отца, обучался в Муромском духовном училище, а затем во Владимирской семинарии, которую окончил в 1888 году третьим в списке лучших учеников.

 

Благодаря своим блестящим способностям он в 1892 г. поступил в Московскую духовную академию, которую в 1896 г. также успешно окончил, получив степень кандидата богословия. Перед ним открывались широкие перспективы дальнейшего служения. Он мог сделать блестящую карьеру на ниве педагогической деятельности в духовных учебных заведениях, а если бы о.Николай принял иноческий постриг, то вполне мог бы достичь высших постов в церковной иерархии — вплоть до архиерейства. Но он предпочел стать приходским священником.

 

Своё пастырское служение о.Николай сочетал с преподавательской деятельностью: законоучитель Феодоровской 2-классной школы и Ковровского железнодорожного училища, заведующий Феодоровской мужской и женской школ. С 1899 Николай Александрович стал председателем Ковровского отделения Владимирского епархиального училищного совета. Позднее священник преподавал Закон Божий в женской гимназии и реальном училище г. Коврова.

И Феодоровская церковь считалась «передовой» для своего времени: пол в ней отапливался котельной, находящейся в подвале (использовали дрова и уголь), в паникадилах горели лампочки, электричеством же церковь и освещалась. В 1900-1904 гг. храм был несколько перестроен, его объём увеличился более чем в два раза. Тогда же с вместо старой колокольни было построена новая четырехъярусная. На неё поместили колокол из сплава меди и серебра, отлитый по специальному заказу рабочих Центральных мастерских.

 

После революции Н.А. Преображенский был избран городским благочинным. После объявления большевиками об отделении Церкви от Государства (Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года), Николай Александрович вывел жителей города на крестный ход, чтобы «общей молитвой облегчить тяжесть душевного смущения и подавленности». Новые власти с такими выступлениями особо не церемонились, но в Коврове всё обошлось без кровавой расправы. Однако настоятелю Феодоровской церкви власти этого не простили. В 1920 году протоиерея Преображенского осудили на 2 года лагерей условно, а 15 февраля 1923 года его арестовали за антисоветскую агитацию и выслали в Зырянскую область. 

Феодоровская церковь стала первой в списке властей, которые решили закрыть все храмы в Коврове. 28 августа 1924 г. президиум Ковровского уездного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение о закрытии Феодоровской церкви и о передаче ее здания под клуб для рабочих железнодорожных мастерских.

 

В начале сентября того же года церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери была закрыта, просуществовав в качестве храма всего лишь 49 лет. Настоятель храма протоиерей Н. А. Преображенский погиб в лагере в конце 1930-х годов. По свидетельству сидевших вместе с ним людей, конвоиры затравили его собаками. Погребено ли его тело – не известно.

 

26 ноября 1992 года протоирей Николай Александрович Преображенский посмертно реабилитирован прокуратурой Владимирской области.

Николай Александрович Преображенский

Возрождение храма

В начале 1990-х гг. руководство Ковровского экскаваторного завода предприняло первые шаги к восстановлению Феодоровской церкви.

 

Тогда в областном архиве удалось найти план церковного здания более чем вековой давности. Оказалось, что в 1875-м освятили лишь небольшой одноглавый храм, а обширная паперть и колокольня к нему пристроены в начале 1900-х гг. Узнав про «сенсацию», активисты церковной общины решили скопировать уникальные документы.

 

Но в архиве копировальной техники не имелось, да и «ксероксы» были в ту пору очень громоздкие. И тогда директор экскаваторного завода Владислав Бабичев выделил микроавтобус для перевозки копировального аппарата во Владимир, где планы церкви скопировали целиком.

Позже они стали основой для восстановления церковного купола и колокольни.

 

Эту огромную работу возглавил новый настоятель Феодоровского храма протоиерей Борис Липатов, выходец из ковровской рабочей семьи, окончивший музыкально-педагогический факультет Владимирского педуниверситета.

 

Эту церковь отец Борис знал с детства. Будучи учеником музыкальной школы, будущий настоятель, как он сам вспоминал, почти каждый день ходил на занятия мимо полуразрушенной и разоренной церкви. Он и подумать тогда не мог, что именно его Господь благословит на восстановление Храма.

Благодаря самоотверженному служению отца Бориса, Ковров вновь обрел, казалось, навсегда утраченную святыню в первоначальном облике. Только при этом безвременно ушел сам отец Борис.


Весной 2000 года в возрожденной церкви начались постоянные богослужения. 

Сегодня расположенный в центре города Феодоровский храм по статусу стал еще и главным – в нем служит благочинный протоиерей Михаил Чернов. И хотя со времени постройки церкви прошло уже 132 года, он всего лишь четвертый по счету ее настоятель.

⁠⁠Церковь Феодоровской иконы Божией Матери на карте

Вся информация на сайте носит информационный характер и не является публичной офертой, 
⁠⁠Запрещено копирование материала без ссылки на страницу сайта.
При полном или частичном использовании материалов обязательна прямая индексируемая ссылка на: https://pravrus.ru/